МОСКОВСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В 2021 ГОДУ
ОТКРЫТИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ В 2021 ГОДУ
Подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений
Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета совместно с Институтом непрерывного образования на бюджетной основе проводит повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по духовно-нравственному воспитанию детей. В основе подготовки – разработанная Центром Программа дополнительного профессионального образования курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (72 часа).
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название модулей (разделов) и тем | Всего часов | Виды учебных занятий, учебных работ | Самостоятельная работа | Формы контроля | |
Лекции | Интерактивные занятия | |||||
1. | Базовая часть. Основы государственной политики в области образования в Российской Федерации | 8 | 4 | 2 | 2 | |
2. | Профильная часть (предметно-методическая) | 58 | 20 | 22 | 16 | |
2.1. | Духовно-нравственное образование детей в условиях дошкольных образовательных организаций | 32 | 12 | 12 | 8 | к/р |
2.2. | Духовно-нравственные ценности в жизни человека и общества | 26 | 8 | 10 | 8 | к/р |
Итоговая аттестация | 6 | Защита практико-значимой работы | ||||
Итого: | 72 | 24 | 24 | 18 |
Распределение часов (трудоемкость) по темам и видам работ
№ п/п | Наименование разделов/модулей и тем | Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля | |
Лекции | Интерактивные занятия | |||||
1. | Базовая часть. Основы государственной политики в области образования в РФ | 8 | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Московской области «Об образовании» | 4 | 4 | |||
1.2 | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | 2 | 2 | |||
1.3 | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования | 2 | 2 | |||
2. | Профильная часть (предметно-методическая) | 58 | 20 | 22 | 16 | |
2.1 | Раздел 1.
Духовно-нравственное образование детей в условиях дошкольных образовательных организаций |
32 | 12 | 12 | 8 | к/р |
2.1.1 | Духовно-нравственная культура в профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций в свете задач модернизации образования в современной России. | 6 | 4 | 2 | ||
2.1.2 | Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания детей в семье | 6 | 2 | 4 | ||
2.1.3 | Нравственная культура педагога как условие развития личности дошкольника | 4 | — | — | 4 | к/р |
2.1.4 | Общая характеристика и ценностная основа содержательного модуля духовно-нравственного развития детей «Добрый мир» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольной организации | 6 | 4 | 2 | ||
2.1.5 | Содержание учебно-методического комплекта «Добрый мир» | 6 | 2 | 4 | ||
2.1.6 | Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура» основной общеобразовательной программы дошкольного уровня образования | 4 | 4 | к/р | ||
2.2 | Раздел 2.
Духовно-нравственные ценности в жизни человека и общества |
26 | 8 | 10 | 8 | к/р |
2.2.1 | Введение в православную духовную традицию. | 6 | 4 | 2 | ||
2.2.2. | Библия как источник духовной культуры | 6 | 2 | 4 | ||
2.2.3 | Христианское учение о спасении. | 2 | 2 | к/р | ||
2.2.4 | Христианская этика. | 4 | 2 | 2 | ||
2.2.5 | Православные традиции жизни России. | 2 | 2 | |||
2.2.6 | Христианское искусство | 6 | 6 | |||
Итоговая аттестация | 6 | Защита практико-значимой работы | ||||
Итого: | 72 | 24 | 24 | 18 | 6 |
Подготовка учителей курсов повышения квалификации
Программа подготовки преподавателей духовной культуры разработана на основе изучения, научного анализа и систематизации регионального опыта преподавания предметов духовно-нравственного содержания. Программа предназначена для подготовки преподавателей духовно-нравственной культуры (православной культуры) на уровне федерально-региональных образовательных программ (предметов «Духовное краеведение Подмосковья (Белгородчины и др.)», «Православная культура», «Основы православной культуры» и др.). Программа рецензирована кафедрой педагогики Московского Государственного областного университета и прошла апробацию в 2005 — 2007 годах на курсах институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Московской, Белгородской и Калининградской областей Российской Федерации.
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название модулей (разделов) и тем | Всего часов | Виды учебных занятий, учебных
работ |
Самостоятельная Работа | Формы контроля | |
Лекции | Интерактивные занятия | |||||
1. | Базовая часть. Основы государственной политики в области образования в Российской Федерации | 8 | 4 | 2 | 2 | |
2. | Профильная часть (предметно-методическая) | 58 | 20 | 22 | 16 | |
2.1. | Православное богословие | 16 | 6 | 6 | 4 | контрольные работы |
2.2. | Теория и методика преподавания курсов по истории религиозной культуры | 16 | 6 | 6 | 4 | контрольная работа |
2.3. | Методика преподавания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» | 16 | 6 | 6 | 4 | контрольная работа |
2.4. | Христианское искусство, архитектура и письменность | 10 | 2 | 4 | 4 | |
Итоговая аттестация. | 6 | Защита практико-значимой работы | ||||
Итого: | 72 | 24 | 24 | 18 |
Распределение часов (трудоемкость) по темам и видам работ
№ п/п | Наименование
разделов/модулей и тем |
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля | |
Лекции (часы) | Семинары, практические занятия, лабораторные работы | |||||
1. | Базовая часть. Основы государственной политики в области образования в РФ | 8 | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Московской области «Об образовании» |
4 | 4 | |||
1.2 | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | 2 | 2 | |||
1.3 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования | 2 | 2 | |||
2. | Профильная часть (предметно-методическая) | 58 | 20 | 22 | 16 | |
2.1 | Раздел 1. Православное богословие | 16 | 6 | 6 | 4 | контрольные работы |
2.1.1 | Православная духовная традиция. Основные события Ветхозаветной истории. | 6 | 4 | 2 | контрольная работа | |
2.1.2 | Основные события Новозаветной истории. | 6 | 2 | 4 | контрольная работа | |
2.1.3 | Традиции и обычаи жизни христиан. | 4 | 4 | |||
2.2 | Раздел 2. Теория и методика преподавания курсов по истории религиозной культуры | 16 | 6 | 6 | 4 | контрольная работа |
2.2.1 | Преподавание учебных курсов духовно-нравственной направленности в государственной системе образования. Основные направления работы светской общеобразовательной организации по духовно-нравственному воспитанию обучающихся | 6 | 4 | 2 | ||
2.2.2. | Нравственная культура учителя как условие развития личности школьника. Общее учение о педагогическом процессе. Школьное воспитание и образование в контексте христианской культуры. | 6 | 2 | 4 | ||
2.2.3 | Анализ содержания программ и учебников по духовно-нравственной культуре. Методика работы учителя по изучению истории религиозной культуры в общеобразовательной организации. | 4 | 4 | контрольная работа | ||
2.3 | Раздел 3. Методика преподавания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» | 16 | 6 | 6 | 4 | |
2.3.1 | Задачи изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья», содержание и структура предмета. | 6 | 4 | 2 | ||
2.3.2. | Программа учебного предмета «Духовное краеведение». Требования к уровню подготовки обучающихся | 6 | 2 | 4 | контрольная работа | |
2.3.3. | Педагогические технологии в разработке занятий по предмету «Духовное краеведение Подмосковья». | 4 | 4 | |||
2.4 | Раздел 4. Христианское искусство, архитектура и письменность | 10 | 2 | 4 | 4 | |
2.4.1. | Письменность на Руси. Церковнославянский язык. Духовно-нравственное чтение в Древней Руси. | 4 | 2 | 2 | ||
2.4.2. | Христианское изобразительное искусство. | 2 | 2 | |||
2.4.3 | Храмовое зодчество. | 4 | 4 | |||
Итоговая аттестация. | 6 | Защита итоговой практико-значимой работы | ||||
Итого: | 72 | 24 | 24 | 18 | 6 |