Логотип

ПЛАН НА ГОД

Годовой план работы РЦРЯ

Январь

 

 

09.01.2018 г. – Инструктивно-методический вебинар с представителями управлений образования муниципальных образований Московской области. Положение.

 

 

В повестке дня обсуждение вопросов проведения предстоящих ученических конкурсов и др. мероприятий.

 

 

Участники: представителями управлений образования муниципальных образований Московской области.

20.01.2018 г. – Серия мероприятий по подготовке к ГИА. Научно-методическая конференция «Методика подготовки обучающихся в формате ОГЭ по русскому языку: русский устно». Положение.

 

 

Перед участниками выступят представители органов образования, руководящих подготовкой к введению экзамена «Русский язык (устно)» в практику итоговой государственной аттестации, а также специалисты по подготовке к устному экзамену по иностранному языку, который послужил прототипом для устного экзамена по русскому языку.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

Февраль 27.02.2018 г. – Научно-методический вебинар «Детское научное исследование в области филологии» в рамках проведения итоговой ученической областной конференции «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения». В рамках вебинара планируется  подробный рассказ о методике проведения  ученического научного исследования (цель, задачи, научная гипотеза, актуальность, научная новизна, практическое применение). Будут подробно охарактеризованы исследовательские направления в предметной области «Филология», по которым рекомендуется проведение научных изысканий школьников  в рамках проведения итоговой ученической областной конференции «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения».

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

28.02.2018 г. – Подведение итогов 1 цикла Конкурса-поиска эффективных приёмов обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса. Положение. Цель конкурса – выявление и распространение инновационных подходов к обучению русскому языку в условиях полиэтнического класса.

 

Жюри конкурса формируется из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава МГОУ.

К участию в конкурсе принимаются видеофрагменты, представляющие  систему работы на уроке русского языка в условиях полиэтнического класса.

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

28.02.2018 г. – Подведение итогов 1 этапа Конкурса на лучшие дидактические материалы по трудным темам школьного курса преподавания русского языка (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

Конкурс будет проводиться на постоянной основе, поэтому каждый дидактический материал, однажды признанный лучшим из представленных, со временем может быть заменён другим дидактическим материалом, более эффективно, по мнению жюри, представляющим ту же тему.

Идея поддержана Министерством образования Московской области.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

Март 02.03.2018 г. – Подведение итогов Регионального педагогического конкурса на лучшие методические приёмы, способствующие  повышению мотивации обучающихся к изучению русского языка. Положение. Цель конкурса – выявление передового педагогического опыта в разработке и применении оригинальных методических приёмов, способствующих повышению мотивации обучающихся к изучению русского языка.

 

Жюри конкурса формируется из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава МГОУ.

К участию в конкурсе принимаются  видеофрагменты, представляющие  систему работы на уроке русского языка с применением методических приёмов, способствующих  повышению мотивации, реализованные или планируемые – от локальных до масштабных.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

03.03.2018 г. – Научно-методическая конференция «Проектное обучение» в рамках проведения итоговой ученической областной конференции «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения».

 

 

На конференции планируется обсудить цели разработки ученических исследовательских проектов и правильность их оформления (включая оформление списка литературы по ГОСТу), а также особенностей их представления   в рамках проведения итоговой ученической областной конференции «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения».

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

13.03.2018 г. – Мастер-класс в формате вебинара «Создание тестов в системе Moodle» (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

В ходе мастер-класса для учителей, желающих участвовать в конкурсе, будут представлены примеры работы в программе Moodle по созданию комплектов дидактических материалов.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

24.03.2018 г. – Конкурс чтецов для детей с неродным русским языком «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Положение. Цель конкурса – выявление талантливых чтецов среди тех, для кого русский язык является неродным.

 

Экспертная оценка выступлений включает в себя множество критериев: знание и понимание текста, личностную мотивировку выбора произведения, осмысленность произношения; орфоэпическую и интонационную грамотность речи; выразительность, эмоциональность, понимание образной системы и структуры текста, исполнительское мастерство, культуру подачи поэтического произведения, жесты, мимику, искренность, творческую индивидуальность и естественность исполнения.

 

Участники: обучающиеся-инофоны 6-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

27.03.2018 г. – Мастер-класс в формате вебинара «Методические приёмы, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению русского языка». Положение. На мастер-классе будут представлены видеофрагменты уроков победителей  ранее проведенного конкурса на лучшие методические приёмы, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению русского языка.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

31.03.2018 г. – Мастер-класс в формате вебинара «Создание видеолекций» (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

В ходе мастер-класса учителям, желающим участвовать в конкурсе, будут показаны приёмы и примеры создания мини-видеолекций.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

Апрель 06.04.2018 г. – Подведение итогов заочного тура регионального этапа  Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». Положение. В соответствии с Положением Министерства образования Московской области в ходе заочного тура (просмотр видеозаписей выступлений чтецов) будут отобраны лучшие работы для представления в очном туре конкурса.

 

 

Участники: обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

10.04.2018 г. – Первый мастер-класс в формате вебинара «Эффективные приёмы обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса». Положение. Первый в этом году из двух мастер-классов, в ходе которых будут представлены работы победителей  Конкурса-поиска  эффективных приёмов  обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

14.04.2018 г. – Очный тур регионального этапа Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». Положение. Жюри, в которое войдут профессиональные литераторы, учёные-филологи, актёры московских театров, определит 3-х юных чтецов – победителей Московского областного регионального этапа конкурса «Живая классика».

 

 

Участники: обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

14.04.2018 г. – образовательная акция «Тотальный диктант». Эта акция проводится во всех регионах России и за рубежом. Она дает всем желающим возможность проверить уровень грамотности.

 

Представители муниципальных образований, желающих организовать проведение акции в своем районе, должны сообщить об этом до 01.03.2018 г. по адресу: ruslang@mgou.ru

28.04.2018 г. – Подведение итогов 2 этапа Конкурса на лучшие дидактические материалы по трудным темам школьного курса преподавания русского языка (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

Конкурс будет проводиться на постоянной основе, поэтому каждый дидактический материал, однажды признанный лучшим из представленных, со временем может быть заменён другим дидактическим материалом, более эффективно, по мнению жюри, представляющим ту же тему.

Идея поддержана Министерством образования Московской области.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

30.04.2018 г. – Объявление результатов заочного конкурса детских научно-исследовательских работ в рамках проведения итоговой ученической областной конференции «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения». К участию в заочном конкурсе принимаются исследовательские проекты обучающихся по русскому языку и литературе. Победители заочного этапа будут приглашены к участию в очном этапе с докладом по проекту.

 

 

Участники: обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

Май 04.05.2018 г. – Блиц-интернет-олимпиада по русскому языку для обучающихся с неродным русским языком (в программе Moodle на сайте МГОУ). Чтобы помочь освоить русский язык,   Ресурсный центр русского языка проведёт блиц-интернет-олимпиаду.

 

 

Участники: обучающиеся-инофоны 8-10 классов   общеобразовательных учреждений Московской области.

12.05.2018 г. – Итоговая ученическая областная конференция «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения». Это традиционная для МГОУ научная ученическая конференция. Доклады по итогам выполненных научных проектов в предметной области «Филология» представят школьники – победители предшествующего заочного отбора.

 

 

Участники: обучающиеся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

15.05.2018 г. – Инструктивно-методический вебинар с представителями управлений образования муниципальных образований Московской области. Положение. В повестке дня обсуждение вопросов проведения предстоящих ученических конкурсов и др. мероприятий.

 

 

Участники: представители управлений образования муниципальных образований Московской области.

16.05.2018 г. –  Подведение итогов Регионального конкурса сочинений для детей с неродным русским языком «Моё Отечество». Цель конкурса – формирование в образовательных учреждениях социально-психологической среды для культурно-языковой и социопсихологической адаптации и интеграции детей мигрантов и повышение мотивации к изучению русского языка у обучающихся с неродным русским языком. Школьникам предлагается написать сочинение по темам, дающим возможность представить на русском языке свою родину.

 

Участники: обучающиеся-инофоны 5-11 классов   общеобразовательных учреждений Московской области.

19.05.2018 г. – Научно-методический семинар «Эффективные приёмы и способы обучения РКН – современному школьному учителю русского языка». Семинар проводится по результатам опроса работающих в полиэтнических классах школьных учителей о проблемах и путях их преодоления. Будет обсуждаться положительный опыт в обучении детей-инофонов. В числе вопросов и тем, вынесенных на обсуждение, – постановка русского произношения у нерусских (в формате мастер-класса); расширение словарного запаса обучающихся; отличия школьной грамматики от грамматики РКИ: пути их рационального соединения при обучении русскому языку как родному и неродному (обучающая лекция преподавателя РКИ); вопросы обучения речевой деятельности (что можно заимствовать из методики преподавания РКИ).

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

Июнь 06.06.2018 г. – Пушкинский диктант. В день рождения великого поэта Ресурсный центр русского языка пригласит студентов МГОУ и учителей русского языка и литературы подмосковных общеобразовательных учреждений написать диктант, составленный по пушкинским текстам (проводится анонимно; победители будут объявлены на сайте Министерства образования Московской области).

 

 

Участники: студенты МГОУ, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

13.06.2018 г. – Подведение итогов Форума-конкурса проектных и исследовательских работ учащихся старших классов «Мы разные, но мы вместе», посвящённого вопросам формирования толерантности в современном поликультурном мире. Цель конкурса – развитие интереса и повышение мотивации к изучению русского языка у обучающихся с неродным русским языком. Участники представят результаты своей исследовательской и проектной деятельности в виде реферата и презентации. Экспертная оценка работ включает в себя множество критериев, среди них: актуальность и значимость проекта; логичность постановки целей и задач;  глубина исследования, информационная насыщенность;  результативность проделанной работы, практическая ориентированность, перспективность проекта; проверка на наличие плагиата.

 

 

Участники: обучающиеся-инофоны 6-11 классов   общеобразовательных учреждений Московской области.

20.06.2018 г. – Подведение итогов конкурса образовательных учительских проектов «Московская область – территория мира и согласия». Цель конкурса – поддержка инновационной деятельности областных общеобразовательных учреждений, направленной на культурно-языковую и социально-психологическую адаптацию и интеграцию детей мигрантов. Участники представят результаты своей проектной деятельности в виде реферата, плана мероприятий по реализации проекта, сценария одного мероприятия и презентации, отражающей основные положения и ход выполнения проекта.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

29.06.2018 г. – Подведение итогов 3 этапа Конкурса на лучшие дидактические материалы по трудным темам школьного курса преподавания русского языка (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

Конкурс будет проводиться на постоянной основе, поэтому каждый дидактический материал, однажды признанный лучшим из представленных, со временем может быть заменён другим дидактическим материалом, более эффективно, по мнению жюри, представляющим ту же тему.

Идея поддержана Министерством образования Московской области.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

Август 24.08.2018 г. – Серия мероприятий по подготовке молодых специалистов к началу педагогической деятельности к школе. Мастер-класс «Подготовка документации учителя русского языка и литературы». Мероприятие посвящено организации работы с документами: составление планирования, технологической карты урока, конспекта урока, а также работе со школьным порталом.

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

28.08.2018 г. – Серия мероприятий по подготовке молодых специалистов к началу педагогической деятельности к школе. Мастер-класс в формате вебинара «Конкурентные преимущества учителя-филолога, владеющего современными IT-ресурсами». Мероприятие посвящено применению средств ИКТ в деятельности учителя-словесника.

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

Сентябрь 11.09.2018 г. – Инструктивно-методический вебинар с представителями управлений образования муниципальных образований Московской области. Положение. В повестке дня обсуждение вопросов проведения предстоящих ученических конкурсов и др. мероприятий.

 

 

Участники: представители управлений образования муниципальных образований Московской области.

15.09. 2018 г. – Серия мероприятий по подготовке молодых специалистов к началу педагогической деятельности к школе. Круглый стол по решению проблем начала педагогической деятельности учителя-словесника. Приглашаем к открытому и конструктивному разговору о проблемах и путях их решений молодых специалистов – учителей русского языка и литературы, приступивших к работе в 2017 и 2018  гг.

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

∙ Региональный этап Всероссийского конкурса сочинений. Традиционное творческое мероприятие федерального уровня. Победители регионального этапа примут участие в федеральном этапе конкурса.

 

 

Участники: обучающиеся 4-11 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся организаций среднего профессионального образования Московской области.

∙ Отборочный этап олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Традиционное творческое мероприятие Союзного государства Россия-Беларусь. Победители регионального этапа примут участие в федеральном этапе конкурса.

 

 

Участники: обучающиеся 10 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

28.09.2018 г. – Подведение итогов 4 этапа Конкурса на лучшие дидактические материалы по трудным темам школьного курса преподавания русского языка (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

Конкурс будет проводиться на постоянной основе, поэтому каждый дидактический материал, однажды признанный лучшим из представленных, со временем может быть заменён другим дидактическим материалом, более эффективно, по мнению жюри, представляющим ту же тему.

Идея поддержана Министерством образования Московской области.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

Октябрь
20.10.2018  г. – Межрегиональная конференция «Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку». Это традиционная научно-методическая конференция, по итогам которой учителя получают редкую возможность бесплатной публикации в сборнике, входящим в базу данных РИНЦ, что влияет на учёт публикационной активности авторов. С кругом тем, обсуждаемых в ходе конференции, можно ознакомиться, просмотрев сборники прошлых лет – они размещены в свободном доступе на странице РЦРЯ сайта МГОУ, в разделе «Публикации».

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

30.10.2018  г. – Серия мероприятий по подготовке к ГИА. Семинар-практикум «Развитие навыков письменной речи школьников в условиях современной образовательной среды: подготовка к итоговому (декабрьскому) сочинению». Положение. В ходе подготовки к ГИА предполагается обсуждение новых эффективных подходов к обучению детей написанию сочинений.

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

Ноябрь 09.11.2018 г. – Подведение итогов 2 цикла Конкурса-поиска эффективных приёмов обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса. Положение. Цель конкурса – выявление и распространение инновационных подходов к обучению русскому языку в условиях полиэтнического класса.

 

Жюри конкурса формируется из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава МГОУ.

К участию в конкурсе принимаются видеофрагменты, представляющие систему работы на уроке русского языка в условиях полиэтнического класса.

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

17.11.2018  г. – Научно-методическая конференция «Русский язык в полиэтническом классе: проблемы, находки, перспективы преподавания». На конференции будут обсуждаться проблемы и возможности обучения детей-инофонов. Планируются выступления с практико-ориентированными материалами учителей и известных учёных – преподавателей РКИ.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

24.11.2018 г. – Региональный детский писательский конкурс. Положение. В образовательных учреждениях Московской области учится много талантливых детей, пробующих себя на литературном поприще. Попробуем дать им путёвку в профессиональное будущее!

 

В этом году мы хотим провести конкурс по двум номинациям – «Поэзия» и «Проза», хотя в прошлые годы в нём участвовали только поэты. Вы можете прочитать их замечательные стихи, открыв раздел «Публикации» на странице РЦРЯ сайта МГОУ. В этом году мы также обязательно опубликуем работы, заслужившие высокие оценки профессионального жюри.

 

Участники: обучающиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

27.11.2018 г. – Второй мастер-класс в формате вебинара «Эффективные приёмы обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса». Положение. Заключительный в этом году мастер-класс, в ходе которого будут представлены работы победителей Конкурса-поиска эффективных приёмов обучения русскому языку в условиях полиэтнического класса.

 

 

Участники: учителя русского языка и литературы, работающие в полиэтнических классах общеобразовательных учреждений Московской области, методисты муниципальных методических служб.

30.11.2018 г. – Подведение итогов 5 этапа Конкурса на лучшие дидактические материалы по трудным темам школьного курса преподавания русского языка (в рамках проведения мероприятий методической серии «Ученик – учитель – учёный»). Положение. Наш центр занимается созданием общедоступного для обучающихся и педагогов Московской области интернет-портала, где будет проводиться учительский конкурс дидактических материалов (комплект должен состоять из мини-лекции, практического задания с ключами ответов, онлайн-теста) по каждому элементу содержания образования учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с 1 по 11 классы.

 

Конкурс будет проводиться на постоянной основе, поэтому каждый дидактический материал, однажды признанный лучшим из представленных, со временем может быть заменён другим дидактическим материалом, более эффективно, по мнению жюри, представляющим ту же тему.

Идея поддержана Министерством образования Московской области.

 

Участники: учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области.

Декабрь 01.12.2018 г. – Научно-методическая конференция «Компетентностный подход при освоении учебного предмета «Русский язык». В ходе обсуждения планируется осветить круг тем, связанных с успешной реализацией ФГОС, в основе которых лежит компетентностный подход к обучению, предполагающий широкий контекст преподавания русского языка, метапредметность, выработку опережающих навыков и т.п.

 

 

Участники: молодые специалисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, методисты муниципальных методических служб Московской области.

10.12.2018 г. – Подведение итогов детской викторины «Трудный экзамен». Вопросы детской викторины будут заблаговременно, в октябре 2018 г., размещены в разделе «Новости» на странице РЦРЯ сайта МГОУ, а дать ответы на эти вопросы учащиеся смогут в разделе «Подать заявку». Однако вопросы викторины носят креативный характер: большинство из них будут сформулированы так, что ответ смогут найти только настоящие эрудиты, обладающие эвристическим мышлением.

 

 

Участники: обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Московской области.

18.12.2018 г. – Инструктивно-методический вебинар с представителями управлений образования муниципальных образований Московской области. Положение. В повестке дня подведение итогов уходящего года и обсуждение вопросов проведения мероприятий, запланированных на следующий год.

 

 

Участники: представители управлений образования муниципальных образований Московской области.