Заседание учебно-методического объединения в системе общего образования в Московской области

Все новости
Научно-методический центр содержания образования

24 декабря состоялось заседание учебно-методического объединения в системе общего образования в Московской области

На заседании были рассмотрены нормативные основы формирования программы воспитания образовательных организаций, принципы разработки программы воспитания с учетом особенностей образовательных организаций. Открыла и вела заседание проректор по инновационной и проектной деятельности АСОУ Баранникова Наталья Борисовна.

О нормативной базе по формированию программы воспитания в общеобразовательных организациях Московской области рассказала Татьяна Хвостова, заведующий отделом профилактики асоциальных явлений Министерства образования Московской области. В выступлении было представлено краткое описание нормативного обеспечения формирования программы воспитания:

  1.  Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся.

  1. Письмо Минпросвещения России от 04.08.2020 № ДГ-124906 «О внедрении примерной программы воспитания».

Также она раскрыла основные принципы примерной программы воспитания. Примерная программа воспитания - учебно-методический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы. Внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ (http://www.fgosreestr.ru). Определила внедрения примерной программы воспитания в работу образовательных организаций: до 1 сентября 2021 г. все образовательные организации должны разработать и внедрить с нового учебного года рабочие программы воспитания (Письмо Минпросвещения России от 04.08.2020 №ДГ-124906 «О внедрении примерной программы воспитания»).

Нечаев Михаил Петрович, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ представил систему электронного повышения квалификации классных руководителей Московской области. В выступлении Нечаев М.П. представил опыт организации и проведения электронного повышения квалификации классных руководителей Московской области. Он рассказал о структуре организации прохождения электронных курсов повышения квалификации, отметил новое содержание таких курсов. Среди нововведений он выделил: разнообразие ЭУК – дизайн, содержание, практичность ЭУК, разноуровневость, систему личных кабинетов субъектов ПК, возможности автоматизации процесса повышения квалификации педагогических работников.

Нечаев М.П. подробно рассказал о том, что представляют собой ЭПК: ЭПК является неотъемлемой составляющей (подсистемой) региональной системы дополнительного профессионального образования Московской области; ЭПК выступает инструментом изменения качества ДПО МО и создания современной цифровой образовательной среды в МО, механизмом профессионального роста педагогических работников Московской области в условиях реализации задач национальной системы учительского роста; Министерство образования Московской области предоставляет педагогам 100 часов бюджетного повышения квалификации в течение трех лет. (Приказ Министерства образования Московской области №2939 от 31.10.2018). Также он представил перечень действующих электронных курсов АСОУ, рассказал о возможности виртуальных стажировок и какие результаты они могут дать.

Нечаев М.П. уделил внимание микромодульным электронным курсам: 4/6-часовые микромодули по теме курса для решения актуальных проблем воспитания в асинхронном дистанционном формате.

О проектировании школьных рабочих программ воспитания рассказала Усова Светлана Николаевна, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ. В своем выступлении Светлана Николаевна представила целевые программы повышения квалификации предлагаемые АСОУ, а также их промежуточные результаты обучения, актуальные на конец 2020 года. Также она дала рекомендации по включению в следующем учебном году в планы ВСОКО направления самоанализа воспитательной работы (Раздел 4 рабочей программы) в качестве объектов мониторинга.

В ходе выступления была представлена собственная методика самооценки рабочей программы воспитания ОО с комментариями по анализу результатов такой оценки, а также по процедуре проведения такой оценки. В завершении выступления она представила План работы по сопровождению внедрения рабочих программ воспитания в 2021 году.

В завершении заседания был представлен мастер-класс «Откроем для детей прекрасный мир общения». Его представили Назаренко-Матвеева Татьяна Михайловна, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ и Чаплыгина Мария Олеговна, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия №17» г.о. Королев, Московской области.

В своем выступлении Татьяна Михайловна обобщила опыт межкультурного общения, показала конструктивные элементы и формы общения, способствующие эффективному взаимодействию и формированию межкультурной коммуникации. Давая определение межкультурной коммуникации, она отметила, что это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. Представила краткое описание проекта по взаимодействию с Индонезией обозначив участников среди образовательных организаций: Образовательные организации Московской области – 27, Образовательные организации Республики Индонезия – 27. Рассказала о Российско-индонезийском семинаре школьников «Национальные герои – пример для подражания».

В своей части выступления Мария Олеговна Чаплыгина, учитель английского языка, определила важность межкультурного взаимодействия для развития коммуникативной компетенции на иностранном языке. Кратко затронула педагогические затруднения связанные с изменениями восприятия информации современными школьниками. Рассказала о работе клуба интернациональной дружбы МБОУ «Гимназия №17». Осветила формы взаимодействия: переписка, в том числе на бумажных носителях, обмен видео, телемосты в реальном времени, личные встречи и др. В качестве основных преимуществ клуба интернациональной дружбы она отметила изменение мотивации школьников для изучения иностранного языка: «понятно зачем». А также развитие социокультурной компетенции, воспитание толерантности и патриотизма. В рамках мастер-класса были использованы приемы прямого взаимодействия с аудиторией, которые возможны в рамках онлайн взаимодействия.

В заключительном слове Баранникова Н.Б. поблагодарила участников заседания за продуктивную работу.

Новости по теме