Академическая научно-практическая конференция «Научно-исследовательская работа как фактор развития образовательного пространства АСОУ и Московской области»

Все новости
Отдел координации научно-исследовательской деятельности

17 декабря 2020 года в АСОУ прошла академическая научно-практическая конференция «Научно-исследовательская работа как фактор развития образовательного пространства АСОУ и Московской области»

Открыл Конференцию исполняющий обязанности ректора АСОУ Андрей Александрович Лубский. На Конференции состоялось подведение и обсуждение итогов внедрения результатов научных исследований структурных подразделений АСОУ в практику образовательных организаций Московской области. Всего к обсуждению были представлены более 70 материалов (отчёты по тематическим исследованиях подразделений – 13, информация об итогах работы научных школ – 3, научно-методическому сопровождению академических площадок – 57, развитию партнёрских отношений, научно-организационной, мониторинговой, экспертной деятельности).

В текущем году мы столкнулись с новой реальностью – пандемией COVID – 19, что стало вызовом для преподавательского состава АСОУ и системы образования в целом. В то же время пандемия способствовала развитию электронного обучения и дистанционных технологий – цели, которые на протяжении ряда лет декларируются в плане научной работы АСОУ. И это стало позитивным фактором. Нам есть чем гордиться.

В текущем году проводились исследования по следующим темам: «Профессиональное и личностное развитие субъекта в современном социокультурном и образовательном пространстве»; «Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса»; «Развитие социокультурной среды образовательной организации в условиях реализации национального проекта «Образование»; «Научно-методическое сопровождение системы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Московской области»; «Инновационные формы повышения квалификации в системе непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования»; «Е-дидактика среднего профессионального образования: принципы и условия»; «Эффективная коммуникация как ключевой гибкий навык: стратегии развития и презентации»; «Развитие интеллекта как фактор устойчивости к учебному стрессу», «Современные тенденции развития турбизнеса Московской области на примере формирования кластерной политики образовательного туризма в муниципальном образовании», «Создание информационной системы полифункционального вуза как средства развития регионального образования», «Внедрение принципов современного менеджмента в деятельность образовательных организаций» и др.

Результаты научных исследований кафедр представлены: достижениями в теории – 11 (ценообразования в промышленности, утопизации постиндустриального общества, междисциплинарного диалога в достижении результатов общего образования, развитию человеческого капитала и др.) в разработке методов – 21 (дистанционное обучение младших школьников, использование песочной терапии в детско-родительских отношениях, мобильного электронного образования, восточных оздоровительных гимнастик, формирования математической грамотности и др.); научно-методических материалов по разработке моделей – 10 (сопровождения выбора профессии, потребления молока и молочных продуктов, российской общественно-активной школы, службы управления персоналом предприятия, корпоративного обучения в организациях дополнительного образования и др.);  сопровождения – 1 (внедрения онлайн-курсов в профессиональных образовательных организациях), инновационным приёмам - 7 (сервисы видеоконференций ZOOM, виннетка-план в оплате труда, формирования финансовой грамотности и др.).

Прикладные научные исследования представлены разработками методик и алгоритмов – 5 (применения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях, экономической безопасности для предприятий физической культуры и спорта, матрица дидактических подходов к организации онлайн-обучения и др.); технологий – 14 (организации активных и интерактивных форм обучения математике, сотрудничества субъектов дошкольной организации, мониторинга качества учебного занятия, развития инженерных навыков и математических способностей, STEM обучения, облачных технологий в образовании и другие);  систем – 4 (сетевая проектно-исследовательская деятельность, современные конструкторы микрокурсов, достижение метапредметных результатов средствами педагогического проектирования, обеспечения комплексной безопасности образовательной организации).

Результатом работы по тематическим исследованиям стали монографии – 7, публикации в изданиях в международных базах данных – 16 и ВАК – 53. Участие в конференциях с докладами: международного уровня – 40 и российского уровня - 9.

Научно-методическое сопровождение академических площадок

Всего в 2020 зарегистрировано – 339 академических площадок (кафедральные и центры) (2019 – 257). В 2020 году число апробационных площадок выросло практически в два раза (2020 - 147; 2019 – 72), что указывает на поисковый характер и обновление экспериментальной деятельности в АСОУ. Незначительно возросло число внедренческих (2020 - 18; 2019 – 12) и инновационных (2020 – 16; 2019 – 10) площадок, ресурсных центров (2020 – 11; 2019 – 5). При этом практически на прежнем уровне осталось число экспериментальных (2020 - 122; 2019 - 132), пилотных (2020 – 6; 2019 - 9) и стажировочных (2020 - 19; 2019 – 17) площадок.

Динамика роста числа академических площадок, с одной стороны, указывает на продолжение роста научно-методического сопровождения деятельности образовательных организаций Московской области. А с другой – на усиление обновления экспериментальной работы, увеличение некоторой доли внедрения методов и технологий в практическую работу организаций – поисковый характер научно-экспериментальной деятельности. 

В 2020 году увеличилось число публикаций в изданиях ВАК, по сравнению с 2019 годом, что говорит о научном потенциале сотрудников и некоторой стабилизации в научной работе АСОУ.  Наблюдается позитивная динамика по показателям среднего числа публикаций на одного автора, коэффициенту самоцитирования, доле публикаций, не имеющих цитирования, среднему числу цитирований на одну публикацию, среднему числу цитирований в расчете на одного автора.

В текущем году в конференциях АСОУ приняли участие представители 13 стран - Армении, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Индонезии, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Польши, Украины, Словении, США.

В 2020 году в АСОУ продолжилось развитие сложившихся научных школ доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой, доктора педагогических наук, профессора В.А. Кальней, доктора педагогических наук, профессора Г.Б. Корнетова. В рамках этих научных школ изданы 2 монографии, историко-педагогический ежегодник, материалы международной конференции с участием ведущих учёных страны по истории педагогики, методические рекомендации для школ по повышению эффективности, переиздан учебник по истории педагогики в 2 частях, опубликовано пособие по развитию коммуникативной компетенции для преподавателей, работающих в дистанционных форматах. Изданы 9 статей в изданиях ВАК, 1 статья в издании международной базы Scopus.

По итогам 2020 года приняли участие в работе:

  • диссертационных советов – 5 человек;
  • редакционных коллегий журналов из международных баз – 1 издания Scopus, WoS – 1 человек и 19 изданий ВАК – 14 человек;
  • в проектах в качестве экспертов и исполнителей: федерального уровня – 16 человек, регионального уровня – 11 человек.

Подготовлено отзывов на авторефераты и диссертации – 2.

В рамках научных школ изданы 17 работ (в том числе 2 монографии, 9 статей в изданиях ВАК, 1 статья в издании международной базы Scopus). 

Итак, к наиболее значимым результатам отчетного периода в научно-исследовательской деятельности, подтверждающим выполнение задач НИР, относятся:

  • рост практической значимости результатов научных исследований кафедр (результаты исследований научно-педагогических работников оперативно внедряются в образовательный процесс высшего и дополнительного профессионального образования АСОУ, а также  в систему образования Московской области);
  • подготовка, организация и проведение научно-практических мероприятий различного уровня;
  • сохранение связей с научными организациями России и выстраивание партнерских отношений в решении научно-исследовательских задач;
  • увеличение числа школ, желающих выступить в качестве академической площадки АСОУ различного вида.

 

Отзывы участников Конференции
на представленные материалы

Тематические исследования

Кафедра иностранных языков и методики их преподавания

Хотелось бы ознакомиться с материалами специалистов кафедры, характеризующими динамическую концепцию развития эффективной коммуникации. (Ю.А. Гладкова)

Нельзя ли рассмотреть возможность повышения компетентности научных сотрудников Академии в общении на иностранных языках? И можно ли провести небольшой обмен опытом по созданию публикаций, зарегистрированных в Scopus. (Л.А. Громова)

Кафедра психологии и педагогики

Знакомилась с детальным отчетом кафедры о научно-исследовательской работы, в том числе и по направлению - работа в ситуации неопределенности, и вдруг подумала, что интроспективный анализ преподавателей своих трудностей, реакций на рабочие ситуации, находок для их решения, наверное, мог бы стать интересным предметом обсуждения и принятия решений по организации как учебной, так и научно-исследовательской деятельности Академии. И еще – сложившаяся ситуация не помешала исследовательской работе, она так же объемна и интересна. (Л.А. Першина)

Центр сопровождения обучения детей с ОВЗ

Хотелось бы ознакомиться с учебно-методическим пособием "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с использованием дистанционных образовательных технологий". По этой проблеме задают вопросы учителя из школ. (Л.А. Громова)

Кафедра профессионального образования

Впечатляет публикационная активность коллег! (О.Б. Темежникова)

Спасибо за лайфхаки онлайн-обучения. (Л.А. Першина)

Кафедра дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования

В представленном отчете кафедры дошкольной педагогики,психологии и инклюзивного образования, на наш взгляд необходимо отметить важный и, наверное, ожидаемый факт мониторинговых исследований предпочитаемых форматов обучения педагогов ДОО: по мнению 58 % опрошенных педагогов выбирают очно-заочную форму повышения своей квалификации, с акцентом на практические занятия. Благодарим Юлию Андреевну Гладкову за представленные материалы по результатам научно-исследовательской работы нашей кафедры! (О.В. Мельникова)

Коллеги, очень полезное исследование учебных предпочтений слушателей представлено вами. Полагаю, что весьма полезно будет учесть сделанные выводы в организации курсов ПК всеми кафедрами. (Л.А. Першина)

Кафедра комплексной безопасности

Было очень интересно ознакомиться с результатами деятельности академической площадки оп теме «Развитие интеллекта школьника в технологии здоровьесбережения». (Л.А. Громова)

Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности

Очень интересное направление научной работы. Ее результативность и практическая значимость может стать еще больше, если объединить усилия Центра и кафедр АСОУ. (Р.Ш. Мошнина)

Кафедра общеобразовательных дисциплин

В свете цифровизации образования планируете ли Вы использовать в своей преподавательской деятельности языки программирования. Например, Python. В этом интерпретируемом языке на достаточно высоком академическом уровне развиты математические библиотеки (math, numpy, scipy, statsmodels и другие), а также представлена возможность визуализации проводимых вычислений (Matplotlib). (Е.Г. Адреевская)

Благодарим за то, что в АСОУ есть кафедра общеобразовательных дисциплин, определяющая векторы развития педагогической деятельности на перспективу, содержание. Признательны Раузе Шамилевне за решение оперативных вопросов для педагогического сообщества и Елене Германовне за сопровождение в научном поиске. Надеемся на продолжение тесной, конструктивной и плодотворной образовательной деятельности. Коллектив МОУ Рыбненской СОШ, Дмитров. (А.Е. Маслобойщикова)

Кафедра управления

Очень актуальная тема научно-исследовательской работы  «Совершенствование компетенции муниципальных образований как условие повышения эффективности муниципального управления». Интересно, насколько активно внедряют ее результаты муниципалитеты Московской области? Очень много проблем! (Л.А.Громова)

 

Научные школы

Научная школа Григория Борисовича Корнетова - открытое профессиональное сообщество ученых разных поколений и взглядов, отличающихся исторической смелостью и уникальностью научных интересов. Творческих успехов, здоровья и новых идей! (И.Ю. Резванова)

Научные школы всегда создают имидж и усиливают роль образовательной организации в развитии системы образования. Я являюсь представителем научной школы Валентины Алексеевны Кальней и горжусь этим. Валентина Алексеевна, хочу поблагодарить Вас за моё научное сопровождение, наставничество и помощь в постижении благородной науки педагогики. Желаю нашей научной школе процветания и активных продолжателей её идей. Я, в свою очередь, буду вносить в развитие школы посильный вклад. (Т.М. Назаренко-Матвеева)

Экспериментальные площадки

Работа экспериментальных площадок направлена на создание эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов. Мероприятия способствуют выявлению и поддержке талантливых, творчески работающих учителей, распространению их опыта работы, стимулированию профессионального роста учителя. (М.В. Васильева)

Хотелось бы отметить, что несмотря на работу на кафедре специалистов в разных предметных областях, научная работа ведется в одном направлении: повышения качества образования в постоянно меняющихся условиях. Академические площадки работают над проблемами организации внеурочной деятельности учащихся, совершенствованием методик формирования метапредметных и личностных результатов обучения, формированием функциональной грамотности и др. Хотелось бы выразить огромную благодарность учителям-экспериментаторам, работающим на академических площадках! Это огромный труд! (Л.В. Копачевская)

 
Уважаемые коллеги, стоит отметить, что представленный опыт академических площадок по современным и актуальным направлениям, характеризуются практикоориентрованностью и нацеленностью на результат. Научная работа по сопровождению обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях непростого года становится определяющей, обстоятельства заставляют уделять большее внимание данной проблематике. Поэтому важно, что образовательные организации, представленные в данной секции, достигают положительных результатов своей научной деятельности. (М.В. Горячев)

Новости по теме