Логотип

ЛЕСТВИЦА ЛЮБВИ

Тест самооценки

1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ («ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ», ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» И ДР.).
Предмет «Основы православной культуры», как и любой другой школьный предмет, предполагает овладение методикой его преподавания. Учитель, который будет вести предмет, должен иметь общую психолого-педагогическую подготовку и владеть частной методикой преподавания данного предмета. Требования к общей педагогической подготовке определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования, в котором перечислены требуемые знания и умения. Профессиональный единый уровень общей подготовки получает преподаватель любой специализации. В число наиболее необходимых требований включаются: знание психологических возрастных особенностей учащихся; знания педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса.
Так как частная методика преподавания предмета «Православная культура» («Духовное краеведение», «Основы православной культуры» и др.) разработана недостаточно, при подготовке учителя данной специализации следует руководствоваться определенными требованиями.
Учитель православной культуры должен:
• Положительно оценивать православную культуру, как содержательный компонент мировой культуры.
• Знать ее традиции в истории становления России.
• Любить детей (в христианском понимании, видеть в ребенке образ Божий).
• Обладать общей культурологической подготовкой, объем и содержание которой определяется содержанием предмета «Православная культура», зафиксированном в «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».
Это знания:
• В области религиозной культуры (Священное Писание, православный катехизис, знакомство с церковнославянским языком, христианской этикой).
• Знания в области православного изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, литературы, музыки.
• Владеть методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в соответствии со спецификой содержательных компонентов программы.
• Владеть (желательно) умениями какого_либо вида творческо деятельности (пение, рисование, конструирование, музицирование, версификация и т.п.).
Первый блок – педагогического содержания (знания в области православной педагогики).
Второй блок – теологического содержания.
Третий блок – культурологического содержания (история православного искусства, музыки, литературы).
Четвертый блок – методический: владение методикой преподавания предмета православная культура (знание учебной программы предмета, содержание учебного пособия для учащихся, методического пособия для учителя, владение средствами мультимедийного сопровождения урока).

2. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ.
ТЕСТ САМООЦЕНКИ «ЛЕСТВИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ»
К учителю православной культуры предъявляются требования в области нравственной культуры. Нравственная культура является одним
из ведущих компонентов базовой культуры личности. Учитель может протестировать свои нравственные качества и профессиональные умения взаимодействия с учащимися, рассмотрев нижеприведенные материалы.
В таблице:
по вертикали обозначены показатели духовно-нравственной культуры, соответствующие нормам евангельских заповедей блаженств;
горизонтальные ступеньки лестницы выстроены в соответствии с характеристиками качеств любви, данными апостолом Павлом, по степени их возрастания. Они показывают уровни возрастания духовно-нравственной культуры человека, обозначенной апостолом, как «плоды духовные». Им соответствуют показатели профессиональных умений учителя общения с детьми на основе нравственных норм Евангелия.
Каждая ступенька подъема означает не только приобретение учителем профессионального умения, но прежде всего  уровень (качество)
его духовно-нравственного возрастания.

Как протестировать себя?
1. Прочитайте текст апостола Павла:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Не радуется неправде, а радуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает».

Первое послание апостола Павла коринфянам. Глава 13
2. Найдите на «Лествице педагогической любви» горизонтали, где эти качества обозначены и прочитайте, в каких профессиональных умениях учителя действиях по отношению к детям проявляется качество любви, названное апостолом. В «Лествице» ни размещены на 9 ступеньках. Можете просчитать выявленные вами профессиональные умения, соответствующие качествам любви.
3. Сопоставьте выявленное у себя профессиональное умение взаимодействия с детьми на основе любви с нравственным качеством, совпадающим с ним на лествице в вертикальном подъеме (слева).
4. Ответьте на вопросы:
 Владеете ли вы профессиональными умениям взаимодействия с детьми на основе любви?
(Владею:

а/полностью;
б/ частично;
в/в очень малой степени;
г/ не согласен)
• Какие профессиональных умений, из числа указанных, мне не хватает?
1.
2.
3.
более
• Какие качества нравственной культуры, из числа указанных в вертикали)
а/ имеются
б/ слабо развиты
в/ отсутствуют
г/ не считаю необходимыми
Для подведения итогов воспользуйтесь фломастерами четырех цветов:
а/ красным, б/ зеленым, в/ желтым, г/ черным.
ПРИМЕЧАНИЕ. В образце «Лествицы педагогической любви» приведены некоторые нравственные качества и профессиональные умения, выделенные учителями на педагогических курсах «Духовная культура», проведенными в 2007_2010 гг. Духовно-просветительским
центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета. В тесте каждого учителя они носят индивидуальный характер.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования к подготовке учителя предметов по истории религиозной культуры («Духовное краеведение Подмосковья»,
Основы православной культуры» и др )
2. Нравственная культура учителя. Тест самооценки
«Лествица педагогической любви»