Институт развития образования

Научно-методический центр сопровождения обучения детей с ОВЗ

Миссия и цель работы центра:

  • Реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Интернет-технологий;
  • Создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.

Задачи центра:

  • Обобщение и распространение передового и инновационного педагогического опыта в сфере обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Результат: информационное и методическое сопровождение деятельности образовательных организаций, являющихся академическими площадками АСОУ (12 образовательных организаций Московской области), в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве, в том числе по направлениям: организация специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в рамках инклюзивного и дистанционного образования, организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития, имеющих тяжелые нарушения речи, в условиях инклюзивного образования, разработка вариативных моделей получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, находящихся на надомном обучении и длительном лечении, образовательное пространство ранней профилизации детей с ОВЗ и детей – инвалидов в рамках реализации дистанционного образования, организация ресурсного пространства для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе инновационных образовательных технологий, организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательной школе.

  • Консультирование работников системы образования Московской области, родителей (законных представителей) по вопросам: педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, тьюторского и методического обеспечения образования обучающихся с ОВЗ, технического сопровождения реализации надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Результат: проведение ежемесячных информационно-методических мероприятий для работников системы образования Московской области, в том числе в рамках деятельности Академических площадок по указанным выше направлениям (общее количество участников- свыше 900 человек) по актуальным и социально-значимым направлениям, в том числе наиболее значимые: межрегиональная Конференция «Вариативные формы образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: опыт и перспективы развития», вебинар «Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в рамках организации надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий», семинар «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Московской области», вебинар «Об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в 2019-2020 уч. году».

  • Реализация субсидии на развитие системы обучения детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (п.3.6 раздел 12.5 государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы», в 2019 году).

Результат: выявлена потребность и актуализированы данные в рамках организации обучения детей-инвалидов на дому с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе по вопросам закупки новых программно-технических средств и замены устаревшего оборудования (140 программно-технических комплектов оборудования), закупки программного обеспечения, обучению руководящих и педагогических работников (800 чел.), родителей (законных представителей (25 чел.).

  • Организационное сопровождение реализации Федерального проекта «Современная школа», направление «Поддержка образования для детей с ОВЗ».

Результат: определен перечень образовательных организаций (22 образовательных организаций Московской области), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам на территории Московской области - участников реализации мероприятий государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы», в 2019 году.

  • Организационное сопровождение образовательных организаций Московской области - участниках апробации адаптированных образовательных программ основного общего образования по переходу с Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ на уровень основного общего образования.

Результат: определен перечень участников апробации адаптированных образовательных программ основного общего образования в Московской области (5 образовательных организаций Московской области) по переходу с Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ на уровень основного общего образования.

  • Организация и проведение конкурсов методических разработок педагогических работников и специалистов системы психолого-педагогического сопровождения, реализующих образовательные программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на территории Московской области.

Результат: проведение региональных этапов с целью выявления лучших эффективных практик по реализации вариативных форм образования обучающихся с ОВЗ в рамках Всероссийских конкурсов «Школа-территория здоровья», «Лучшая инклюзивная школа России», «Учитель-дефектолог», выявлены победители и призеры в каждом конкурсе, которые направлены для участия в федеральных этапах Конкурсов.

  • Информирование педагогического сообщества и широкой общественности о результатах различных оценочных процедур в общем образовании в Московской области.

Результат: публикации в СМИ, интернет-ресурсах.